75 лет назад, 30 ноября 1933 года, в Кузнецке прозвучал звонок первого от Урала до Владивостока трамвая


текст
версия для печати

 

Идея открытия в городе трамвайного сообщения принадлежит Р.М.Хитарову, который еще в 1932 году на декабрьском пленуме ГК ВКП(б) первым поднял этот вопрос. Летом 1933 года по решению комиссии, в составе которой был нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, началось строительство трамвайной линии. В то время транспортные связи между отдельными районами города были затруднены. С началом строительства КМК потребность в перевозках людей выросла многократно. Первые вагончики, прибывшие из Ленинграда, запущенные по маршруту №1 (от ДОЗа до железнодорожного вокзала), были деревянными и не отапливались. В сильные сибирские морозы вагоновожатые, чтобы хоть как-то обогреться, подкладывали под ноги горячие кирпичи...

Первые отапливаемые комфортабельные трамвайные вагоны (чешские Татры) поступили в город только в 1967 году. В честь поступления современного подвижного состава работники трамвайного депо №1 отремонтировали помещение: провели освещение, выкрасили, вычистили, а рядом с депо разбили газоны.

С распадом СССР наметился спад в развитии трамвайного движения. От комфортабельных чешских вагонов со временем пришлось отказаться - не было необходимых деталей. На смену чешским пришли уральские модели КТМ 5М. В условиях дефицита научились из двух старых вагонов делать один, годный к эксплуатации. Была даже образована специальная ремонтная бригада по модернизации старых вагонов.

Несмотря на то, что сегодня трамвай считается морально устаревающим видом транспорта, который постепенно вытесняют троллейбусы, полностью от него никто отказываться не намерен. Трамвай и вообще рельсовый транспорт для города альтернативы не имеет. В случае гололеда, заносов рельсовый транспорт не подвержен их влиянию и работает надежно. Тем более, что и в странах Европы и Америк трамвай переживает настоящий ренессанс...